ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАГИИ

ГлавнаяНазадГадание on-lineНепознанноеСаморазвитиеЗдоровьеМедицинаКрасотаПсихологияСтатьи


МАГИЯ И РЕЛИГИЯ
О религиях
Словарь религий
Энциклопедия оккультизма
Уроки современной магии
Учебник магии

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Приметы и суеверия
Домашняя магия
Энергетика, карма
Терапия звуком
Энергия здоровья

МАГИЯ ДЕНЕГ
Коды богатства
Магия денег
Денежный фен-шуй
Наговоры для желаний
Денежные коды

МАГИЯ ЛЮБВИ
Заговоры на любовь
Любовная магия
Коды судьбы
Коды успеха
Снятие порчи
Энциклопедия символов

ЗАГОВОРЫ
Заговоры на воду
Заговоры на деньги
Заговоры целительницы
Заговоры от порчи
Заговоры от болезней
Лечение заговорами



Ислам

МАГИЯ И РЕЛИГИЯ - Словарь религий

1.0. Слово ислам происходит от четвертой глагольной формы корня слм— аслама («подчиняться»)— и означает «покорность (Богу)»; муслим (мусульманин) является причастием действительного залога— (тот), кто подчиняется (Богу).

Будучи одной из крупнейших религий человечества, ислам распространился в настоящее время на все континенты. Он доминирует на Среднем Востоке, в Малой Азии, в кавказском регионе и на севере индийского субконтинента, в Южной Азии и Индонезии, в Северной и Восточной Африке.

1.1. До начала исламской эры Аравийский полуостров представлял собой территорию, где господствовал семитский политеизм— от арабизированного иудаизма до византийского христианства. Северные и восточные районы, расположенные на перекрестке больших торговых путей, подверглись сильнейшему влиянию эллинизма и римской цивилизации. Во времена Мухаммеда культ племенных богов вытеснил древнюю астральную религию Солнца, Луны и Венеры. Главному племенному божеству поклонялись в виде камня (возможно, метеорита), дерева или деревянной фигуры. Для него возводили святилище, одаривали подношениями и приносили в жертву животных. Вера в существование вездесущих и часто злокозненных духов (джиннов) была распространена повсеместно— как до, так и после принятия ислама. Аллах («Бог») почитался наравне с великими арабскими богинями. Основными религиозными обрядами были празднества, посты и паломничества. Равным образом, были известны генотеизм и монотеистический культ ар-Рахмана. Многочисленные и сильные еврейские племена обосновались в центрах городской жизни— таких, как оазис Йасриб, который позднее стал называться Медина (Мадина, т.е. «Город»). Христианские миссионеры привлекли некоторых сторонников— известно, что в числе их прозелитов оказался один из родичей первой жены Мухаммеда. В VIв. Мекка (Макка) со своим святилищем Кааба, где хранился знаменитый черный метеорит, уже считалась одним из главных религиозных центров Аравии и крупным торговым городом. На протяжении всей своей жизни Мухаммед будет клеймить социальное устройство Мекки, упрямство ее обитателей, экономические распри и упадок нравственности.

1.2. Мухаммед родился в семье торговца из Мекки (род Хашимитов, племя Курейшитов) около 570г. Оставшись бедняком после смерти родителей и деда, он пустился в коммерцию и в двадцать пять лет женился на богатой сорокалетней вдове по имени Хадиджа. Около 610г., во время одной из медитаций, которым он предавался в одиночестве в пещерах неподалеку от Мекки, ему стали являться видения и слуховые откровения. Согласно преданию, перед ним возник архангел Гавриил (Джибрил) с книгой в руках и произнес: Икра! («Читай!»). Мухаммед несколько раз почтительно напомнил о том, что неграмотен, но архангел настаивал, и тогда пророк или апостол (расул) Бога стал читать безо всякого труда. Бог поведал ему, как и пророкам Израиля, о своем неизреченном могуществе, а также о низости смертных в целом и жителей Мекки, в частности. В течение какого-то времени Мухаммед рассказывал об этих откровениях и о своей пророческой миссии только ближайшему окружению, однако число доверенных лиц постоянно росло, а собрания проводились все чаще. Через три года Мухаммед начал открыто проповедовать монотеистическую веру, что вызвало негодование у многих людей, поэтому членам его рода пришлось охранять его.

В последующие годы он имел много откровений, часть из которых легла в основу теологии Корана. Согласно одному из них, позднее опровергнутому и приписанному Сатане, роль заступниц перед Аллахом предназначалась трем очень популярным местным богиням. По мере того, как возрастало число сторонников Мухаммеда, усиливалась и оппозиция. Его обвиняли во лжи и требовали чудес в доказательство того, что он действительно пророк. Сама его жизнь оказалась под угрозой, и ему пришлось искать для приверженцев своего учения новое пристанище, которое он обрел благодаря поддержке видных семейств Медины. В этом городе, находившемся в 400км от Мекки, имелась многочисленная еврейская община. Последователи Мухаммеда постепенно перебирались туда, а в 622г. сам Мухаммед и его советник Абу Бекр тайно выехали в Медину. Это событие, получившее название Хиджра («Эмиграция») знаменует собой начало исламской эры. Но привести мусульманское летоисчисление в соответствие с Рождеством Христовым простым добавлением цифры 622 нелегко, поскольку религиозный исламский календарь является лунным (насчитывает триста пятьдесят четыре дня).

В течение десяти лет, проведенных в Медине, Мухаммед продолжал получать откровения, которые в записанном виде составили кодекс мусульманской жизни— наряду с высказываниями и деяниями (хадисы), также включенными в предание. Все это время Мухаммед неустанно занимался организацией религиозной жизни своих сторонников; одновременно он предпринимал многочисленные карательные набеги на своих врагов в Медине и особенно в Мекке, чьи караваны подвергались разграблению. Эти действия привели к войне между двумя городами, а затем к переговорам с целью добиться обращения мекканцев в истинную веру. В конце концов Мухаммед и его войско вступили в Мекку, которая стала главным направлением при молитве (кибла) и местом паломничества (хаджж) для всех мусульман. Превратив ислам в грозную силу, Мухаммед умер в 632г., не оставив после себя наследника мужского пола.

1.3. Слово Коран, от глагола кираа («читать, пересказывать»), означает для мусульман слово Бога, переданное архангелом Гавриилом пророку Мухаммеду, последнему в линии библейских пророков. Речь идет, если угодно, о новом «Новом завете», который не противоречит Библии евреев и христиан, а подтверждает сказанное в ней и превосходит ее. Однако Коран, подобно Иисусу Христу в платоновской интерпретации Евангелия от Иоанна и в трудах отцов церкви, имеет функцию «логоса», вечного глагола Бога-творца. Сам Мухаммед эту функцию не исполняет, ибо это не дано смертному человеку, а Мухаммед остается всего лишь человеком, невзирая на свою избранность и безгрешность. Мухаммед записал большую часть своих откровений при помощи нескольких секретарей. После его смерти остались многочисленные записи и очевидцы, помнившие его слова. Полный текст Корана был составлен при первых халифах, и все разночтения были упразднены. Коран включает в себя 114 глав, получивших названия суры, которые состоят из разного количества строк— айатов. Главы следуют друг за другом не по хронологическому или топологическому признаку, а в обратном соотношении к длине, поэтому основная масса первых поэтических откровений, полученных в Мекке, находится в конце, тогда как более длинные «суры» помещены в начало. У каждой суры есть заголовок, и все они, за исключением одной, имеют зачин в виде стиха Бисмиллах: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного» (Бисмиллах ар-рахман ар-рахим). Многие помечены символическими буквами, возможно, указывающими на тот сборник, в который они входили. Книга, написанная рифмованной прозой, содержит мощные и прекрасные образы.

С появлением Корана осуществилась изначальная цель: ввести арабов в круг «народов, имеющих книгу»— таких, как евреи и христиане, получившие Тору и Евангелие. Монотеизм и всемогущество Бога, а также природа и судьбы людей в их отношении к Богу представляют собой две главные темы Корана. Бог является единственным творцом вселенной, человека и духов, он добр и справедлив, он принимает эпитеты-атрибуты, например, Всемогущий и Всеблагой. Люди, хотя и являются привилегированными рабами Бога, часто не исполняют его распоряжения и внимают искусительным речам падшего ангела Иблиса (Сатаны), который был низвержен с небес за отказ поклоняться Адаму (2.31–33; этот эпизод встречается уже в апокрифическом сочинении Житие Адама и Евы). В Судный день все мертвые воскреснут, будут взвешены по делам их и навечно отправлены в ад или рай. В Коране переосмыслены некоторые библейские рассказы (история Адама и Евы, приключения Иосифа, монотеизм Авраама и Измаила) и многочисленные моральные поучения, составляющие вместе с преданием о жизни пророка основу исламского права (шариат). Щедрость и правдивость всячески приветствуются, а корыстолюбие мекканских торговцев безоговорочно осуждается. Основополагающими обрядами религиозной жизни мусульманина являются ежедневная молитва (салат), милостыня, пост во время Рамадана и паломничество в Мекку. Обязательные ритуалы мусульманского культа были установлены в конце VIIв. Каждый мусульманин обязан пять раз в день творить молитву, повинуясь призыву (азан) муэдзина с вершины минарета (манара). Для этого совсем не обязательно посещать мечеть. Где бы ни находился мусульманин, он должен совершить ритуальное омовение (вуду), затем обратиться лицом в сторону Мекки (кибла), произнести текст из Корана— шахада (мусульманское исповедание веры) и такбир (Аллаху акбар, «Велик Аллах»), а также несколько раз склониться к земле (ракат). В мечети кибла отмечается особой нишей, которая называется михраб. Обычные молитвы совершаются под руководством имама. Каждую пятницу (йаум ал-джума) хатиб (заместитель халифа или его наместника) произносит проповедь (хутба) с возвышения (минбар) перед собранием верующих в главной мечети. В мечетях отсутствует алтарь, ибо они не являются храмами в память о жертвоприношении, подобно некоторым христианским церквам, и не служат, как еврейская синагога, местом хранения священных свитков с текстом записанного откровения. Тем не менее, мечеть (масджид) представляет собой место сакральное, и в ней может находиться могила святого или реликвии Пророка.

За религиозной реформой Мухаммеда последовали реформы социального и юридического характера. Именно поэтому мусульманская традиция является фундаментом для гражданского права, определяет взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, господами и рабами, мусульманами и не мусульманами. Ростовщичество подверглось запрету, были установлены законы о минимальном пропитании. Положение женщин существенно улучшается: отныне они имеют право на половину наследства, полученного мужчиной. В силу установлений Корана мусульманину разрешается иметь четыре жены, но рекомендуется брать лишь одну. Ученые приходят к противоречивым выводам относительно этого закона.

1.4. Преемники и раскол. Сразу после смерти Мухаммеда (632г. н.э.), пока его двоюродный брат и зять Али ибн Аби Талиб вместе с его дядей ибн Аббасом благоговейно охраняли безжизненное тело, остальные приверженцы собрались с целью выбрать заместителя или халифа (халифат от глагола хлф, «идти следом»). В дальнейшем этот титул будет означать, что халиф исполняет две функции, которые никто другой не имеет права совмещать: он является военным предводителем правоверных (амир ал-муминин) и религиозным вождем мусульман (имам ал-муслимин). На рассвете, после долгих споров, собрание постановило, что первым преемником станет Абу Бекр, тесть и соратник пророка по хиджре в Медину, которому Мухаммед доверил руководить вместо себя совместными молитвами. За два года своего халифата Абу Бекр окончательно установил мусульманское господство на Аравийском полуострове, а также предпринял походы против мятежных бедуинов и византийской Сирии. Преемник Абу Бекра и второй халиф суннитской династии Омар (634–644) завоевал Сирию и большую часть Египта и Месопотамии. Только после смерти Омара начинается эпоха великих расколов, следствием которых станет появление многочисленных сект— их число традиционно определяется цифрой 272. Сторонники Али, двоюродного брата и зятя пророка в результате женитьбы на дочери Мухаммеда Фатиме, надеялись, что именно он будет возведен в достоинство халифа, однако вместо него был избран Осман (644–656), представитель аристократического семейства мекканских Омейядов, в прошлом ярых противников Мухаммеда. По твердому убеждению рафидитов-шиитов («тех, кто отвергает [первых халифов]»; «сторонников»— от шиа Али, «партия Али») заместителя пророка следует избирать на основе кровного родства с ним, поэтому халиф должен быть не только Курейшитом, но также Хашимитом и Фатимидом, т.е. принадлежать и к племени пророка, и к его семье— таковым мог быть лишь законный плод брачного союза между Фатимой и Али ибн Аби Талибом. Иными словами, шиа желала установить династию Алидов, но судьба решила дело в пользу Омейядов.

В 656г. Омейяд Осман был убит группой приверженцев Али, который не осудил преступников. Избранный халифом (четвертым в суннитской династии), Али столкнулся с двумя грозными противниками, обвинившими его в соучастии с убийцами: могущественным омейядским правителем Сирии Муавией и его хитроумным полководцем Амр ибн ал-Асом, завоевателем Египта. Али удалось одержать победу над Муавией в битве при Сиффине на реке Евфрат (657), но Амр ибн ал-Ас приказал своим воинам нацепить листки из Корана на копья, и армия Али отступила. Тот же Амр ибн ал-Ас предложил решить спор между Али и Муавией третейским судом и столь ловко повел дело, что шииты вынуждены были признать свое поражение. Али еще более укрепился в благородных сомнениях, когда возникло новое затруднение: значительная часть его войска, хариджиты или собственно «раскольники» (от глагола хрдж, «уходить, выходить»), отказалась признать решение третейского суда, исходя из формулы ла хукмату илла Аллах— «решение принадлежит только Аллаху». Исламские пуритане-хариджиты не придавали значения династическим вопросам. Они желали, чтобы в халифское достоинство возводили путем избрания самого благочестивого из мусульман, независимо от племени или рода: при наличии достойных качеств последний эфиопский раб мог иметь больше прав на халифат, чем любой из Курейшитов. Их доктрина расходилась и в других пунктах с понятиями большей части мусульман, для которых изгнание из сообщества правоверных (умма) было не менее, если не более тяжкой карой, чем отлучение от церкви в христианстве эпохи Средних веков. Однако, в отличие от позднейших пуритан-христиан, мусульманские пуритане полагали, что одной веры недостаточно и судить правоверного должно по делам его. Из этого следовало, что совершивший грех мусульманин изгонялся из собрания правоверных. Достойная всяческого уважения забота о нравственной чистоте сочеталось у хариджитов со стремлением восстановить историческую истину; поэтому они утверждали, что не весь Коран был получен путем откровения. Вместо того, чтобы бороться с Муавией, Али стал преследовать хариджитов, которые также забыли о Муавии и устранили Али путем убийства в 661г. После этого халифом был избран Муавия, основатель династии дамасских Омейядов (661–750).


 

 

ГлавнаяНазадГадание on-lineНепознанноеСаморазвитиеЗдоровьеМедицинаКрасотаПсихологияСтатьи

 

© Bogolyubov Eduard, 2007. Веб-дизайн: Bogolyubov Eduard. При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на www.virtualern.com обязательна.